[греч. ἐπαρχία ̓Αλανίας] К-польского Патриархата, одна из древнейших на территории РПЦ. Существовала с нач. X до кон. XVI в. на северо-востоке периферии Византийской империи в пределах «страны алан» (Алании) на Сев.-Зап. Кавказе.
Этноним «аланы» (греч. ̓Αλανοί, лат. Alani) в античных и средневек. источниках обозначал группу ираноязычных племен, родственных сарматам. Согласно общепринятой гипотезе В. И. Абаева, это имя восходит к древнеиран. aryana - древнему самоназванию индоиран. народов (ариев). Впервые оно встречается во II-I вв. до Р. Х. в названии сарматского племени роксоланы (Plin. Hist. nat. IV 80; возможный перевод - «светлые аланы»). К сер. I в. по Р. Х. аланы появляются в местах расселения сарматских племен (в частности, сираков и аорсов, обитавших на Сев. Кавказе и в Предкавказских степях). На тесную преемственную связь аланов с сарматами указывают составные термины - «аланорсы» («алано-аорсы») у Птолемея (II в.), «алано-сарматы» у Маркиана Ираклийского (IV в.), а также археологические материалы.
На страницах хроник народ алан появляется в I в. по Р. Х. (Иосиф Фл. Иуд. древн. VII 244), когда близ сев.-вост. границ Римской империи, на равнинах Сев. Причерноморья, где ранее кочевали скифские и сарматские племена, возникло новое мощное военно-политическое объединение. Кочевники-аланы многократно потрясали своими набегами соседние страны, одновременно сталкиваясь и общаясь с десятками др. древних народов и племен в добрососедстве и союзничестве или на полях сражений в Европе, Азии и даже в Африке. История алан тесно переплелась с историей многих народов, в первую очередь Юго-Вост. Европы, включая и народы, жившие в ср. века на юге России. В 70-х гг. IV в. аланский племенной союз, занимавший огромную территорию от Сев. Прикаспия до Причерноморья, был разгромлен гуннами. Значительная часть алан ушла в Зап. Европу. Опустошив в союзе с герм. племенами рим. провинции Галлию (406) и Испанию (411), в топонимике к-рых сохранились многочисленные следы пребывания алан (Алансон во Франции, Гото-Алания - Каталония в Испании), они были вытеснены оттуда вестготами (429) в Сев. Африку, где приняли участие в формировании гос-ва вандалов. Массовая миграция алан от нашествия гуннов шла и в направлении высокогорных областей Кавказа, результатом чего явилось смешение их с автохтонным населением, принадлежавшим к иберо-кавк. семье. Это определило в дальнейшем неоднородность аланской этнической среды, а равно и материальной культуры северокавк. алан. Данные археологии показали, что уже с V в. наблюдается различие в материальной культуре Зап. (бассейн р. Кубани) и Вост. (бассейн р. Терека) Алании и наличие в ней 2 родственных племен (Коваленская). Позднее выявилась еще одна, промежуточная ветвь в центральной части Сев. Кавказа (Приэльбрусье).
Северокавк. Алания занимала значительное пространство, простираясь от границ Дагестана до Азовского м. Вдоль Главного Кавказского хребта она граничила с областями кавк. племен, с сев. же стороны границы были неустойчивы и подвижны. Здесь, в предкавказских степях, сменив гуннов, господствовали хазары, а вслед за ними - половцы. На северо-западе аланы с X в. время от времени входили в соприкосновение со слав. племенами. Часть аланских племен селилась в бассейне Дона, имеются сведения о многочисленных автономных поселениях алан в Крыму и Сев. Причерноморье. Не смешиваясь с местным населением, они сохраняли свой язык, культуру и обычаи. В древних и средневек. персо-, арабо-, армяно- и грекоязычных источниках ираноязычные племена Кавказа назывались «аланами»; в рус. летописях они именованы «асами» («ясами»); в памятниках груз. письменности - «осами» или «овсами». В IV-XIII вв. аланы представляли значительную военную силу. Великие державы того времени - Византия, Иран, Арабский халифат и Хазария - соперничали за влияние в Алании; аланские дружины участвовали в военных предприятиях на широких просторах Евразии - от Британии до Китая. В эпоху ирано-визант. войн (VI - нач. VII в.) произошло разделение Кавказа на зоны влияния между Византией и Сасанидским Ираном. В дальнейшем особенности культуры Сев. Кавказа в Вост. (верховья Терека) и Зап. (верховья Кубани и Лабы) Аланиях формировались различными путями и имели разные результаты. На северо-востоке Кавказа Иран привил культуру монументального каменного строительства, получившую здесь творческое развитие и дошедшую до наст. времени в памятниках позднего средневековья (архитектура башенных селений). Араб. нашествие в VIII в. нанесло Вост. Алании существенный ущерб, но в период господства хазар, данниками к-рых стали вост. аланы, экономика и культура региона были восстановлены. До XII в. вост. аланы были язычниками; в эпоху св. груз. царицы Тамары здесь велась интенсивная христианизация, но все же «вера предков» никогда не забывалась в этих местах, что существенно отразилось на психологии жителей и на обрядах погребения. В кон. XIV в. сокрушительное вторжение Тимура привело к рассеянию значительной части алан, в то время как оставшиеся представители этого народа приняли участие в процессе этногенеза народов Сев. Кавказа, в частности совр. осетин.
Что же касается региона верховьев Кубани (Зап. Алания), то эта область находилась в зоне влияния Византии, обладая при этом значительной самостоятельностью. В VIII-IX вв. через «земли алан» (верхние притоки Кубани и Лабы) проходил отрезок «великого шелкового пути», что существенно укрепило связи кавк. алан с Византийской империей. При императорах Македонской династии возрастает интерес Византии к западноаланскому гос-ву, сложившемуся к этому времени на Сев.-Вост. Кавказе в верховьях р. Кубани. К нач. Х в. относится крещение местной правящей династии; тогда же по инициативе К-польского Патриарха Николая Мистика была основана А. е. Стараниями греч. миссионеров - мон. Евфимия (с 912) и архиеп. Петра (914-918),- действовавших при поддержке абхаз. (западногруз.) царей Константина III и Георгия II, христианство активно распространялось среди местных жителей. Учитывая политическое значение Алании, новая епархия сразу же получила высокий ранг митрополии, заняв в списках кафедр К-польского Патриархата 61-е место (сразу после Киевской). А. е. (название центра митрополии в источниках не указывается) не имела подчиненных епископских кафедр. В X в. она соседствовала на севере и востоке с областями («климатами») хазар, на юге - с территорией Сванети и Вост. Грузии (Ивирии), с юго-запада - с Абхазским (Западногрузинским) царством; с запада А. е. соприкасалась с Зихийской епархией К-польского Патриархата. С распадом Хазарского каганата границы А. е. расширились от р. Белой на западе до р. Терека на востоке, включив в себя области Вост. Алании. Монг. завоевания XIII в. разрушили непрочное гос. образование Зап. Алании.
Центр А. е. в X-XI вв. локализовался на Кавказе в долине р. Б. Зеленчук (см. Нижне-Архызское городище, Зеленчукские храмы). Кафедральный храм (Сев. Зеленчукский) возведен не позднее 1012 г. Между 1084 и 1105 гг. кафедра была перемещена с Кавказа на Черноморское побережье М. Азии в г. Сотириуполь, архиепископ к-рого стал носить титул «митрополита Алании». В 1204-1261 гг., когда К-поль находился в руках латинян, право поставления на Аланскую кафедру оспаривали иерархи Трапезунда - столицы империи Великих Комнинов. При Патриархе Иоанне Векке (1275-1282) к А. е. была номинально присоединена Зихийская епархия. В 1365 г. митрополит Алании «заступал место» митрополита Мелитинского. На рубеже XIV-XV вв. К-поль официально передал А. е. в юрисдикцию Трапезундской кафедры. После захвата Сотириуполя турками кафедра митрополита Алании на целое столетие переместилась в Трапезунд (1386-1461), а затем в Севастию (совр. Сивас). Аланские митрополиты, сталкиваясь с процветавшей в М. Азии работорговлей, не допускали продажи в рабство христиан. В 60-е гг. XIV в. А. е. принадлежали также храм Богородицы Афинской в Сотириуполе (т. н. Лазская ц.), ц. Богородицы Утешительницы в Трапезунде, подворье в Керасунте - на пути из Алании в Византию, а также «места около Алании, Кавкасии и Ахохии». Из митрополитов Алании известны: Николай (995-998); Климент (1032); Евстратий (?); Иоанн Монастириот (ок. 1105); Георгий (1170-1178); Феодор (1223-1226); Никита (ок. 1285); Лаврентий (1341-1347); Симеон (ок. 1348); Каллист (1363-1365); Феодор Панарет (ок. 1391); Мелетий († 1447, похоронен в Трапезундском мон-ре св. Саввы). Подпись Пахомия, архиеп. Алании, стоит под эдиктом К-польского Собора, утвердившего Патриаршество в России (май 1590). Позднее территория бывш. А. е. на Сев. Кавказе фактически перешла в юрисдикцию РПЦ, входя в разное время в состав Астраханской, Донской, Кавказской, а в наст. время Ставропольской епархий.
В А. е., управление к-рой осуществлялось из весьма отдаленных центров - К-поля, а позже Трапезунда, сохранялись пережитки древних языческих верований, в регион также проникали иные конфессиональные и культурные влияния: со стороны Зап. Грузии в XII-XIII вв., генуэзцев в XIV в. и проч. В XIV-XV вв., после военных монголо-татар. экспедиций и опустошительных походов Тамерлана, этнополитическая карта Сев. Кавказа кардинально изменилась. Новые адыго- и тюркоязычные народы переместились в разоренные районы, и, отчасти вытеснив алан или смешавшись с ними, принесли свои обычаи и верования, а в XVIII в. приняли мусульманство. Историк В. Н. Татищев в сер. XVIII в. упоминал о «запустелых церквах» в верховьях Кубани и «хранимых там доднесь греческих книгах». Зарубежные и рус. экспедиции, научные и военные, проникая в высокогорные районы Кавказа на рубеже XVIII-XIX вв., обнаруживали руины древних христ. святынь. В кон. XIX в. РПЦ взяла на себя инициативу восстановления христианства на территории бывш. А. е. В 1889 г. в долине р. Б. Зеленчук, на месте исторической резиденции аланских митрополитов, был открыт Александро-Афонский Зеленчукский муж. мон-рь; в 90-е гг. XIX в.- принадлежавший ему Георгиевский скит на г. Шоана (выше аула Хумара, в окрестностях г. Карачаевска); в 1896 г.- Спасо-Преображенский жен. Сентинский мон-рь в Тебердинском ущелье. В 30-х гг. XX в. мон-ри были упразднены, а храмы разорены и заброшены. В наст. время вновь созданы благоприятные условия к возрождению уникальных святынь, возникших на десятилетия раньше первых христ. храмов Киевской Руси.
Искусство и архитектура. Ареал распространения восточнохрист. церковно-археологических древностей на Сев. Кавказе примерно соответствует границам бывш. А. е. Нельзя исключать возможности отнесения нек-рых памятников христ. древности к периоду VI-IX вв., поскольку уже тогда предпринимались попытки христианизации алан. В памятниках монументального зодчества А. е. отражена сложная картина историко-политических коллизий Зап. Алании в X-XVI вв. и ее культурных взаимосвязей. Архитектура верхнекубанских храмов (Сев., Средний и Юж. Зеленчукские, Сентинский и Шоанинский крестово-купольные храмы X-XI вв.), построенных по средневизант. канону, отражает этап непосредственного присутствия в регионе греч. миссионеров и священников, присылаемых сюда К-полем и имевших до кон. XI в. резиденцию в верховьях р. Кубани (Нижнеархызское городище). С визант. традицией связаны многочисленные небольшие по размерам крестообразные или прямоугольные храмы с выступающей полукруглой апсидой, распространенные в сев.-зап. регионе Кавказа и по строительной технике аналогичные храмам Крыма и Херсонеса. С перенесением в XII в. адм. ц. А. е. с Кавказа в М. Азию ослабевшие культурные связи с Византией восполнились влиянием зап. Грузии. Значительными памятниками этого периода являются Зругский храм с росписями, XII-XIII вв., и фрески Нузальской часовни в Сев. Осетии; фигурные рельефы фасадов храма Тхаба-Ерды («2000 святых») на р. Асса в Ингушетии; план трехцерковной базилики в пос. Ильич, XII-XIII вв., в верховье р. Уруп (Краснодарский край) и др. Распространение получили и зальные церкви со вписанной в прямоугольник плана апсидой и деревянной двухскатной кровлей. Своеобразие архитектуры А. е. проявляется и в соединении традиций зодчества местных святилищ и жилых строений с канонами христ. храма: в ц. Тхаба-Ерды тип христ. базилики, украшенной фигурными рельефами груз. мастеров, сочетается с традиц. для местных языческих святилищ устройством интерьера. Храмы XIII-XIV вв.- «Авд-Дзуар» в с. Галиат, в селах Фраскати и Донифарс в Дигории, Нузальская часовня в Алагирском ущелье - демонстрируют композиционные и строительные приемы, традиционно употребляемые в таких мемориальных сооружениях Вост. Кавказа, как языческие святилища и наземные склепы. Святилище Реком в Цейском ущелье Сев. Осетии - яркий пример синкретизма религ. верований осетин. Монументальная живопись в храмах А. е. принадлежит визант. (Сентинский и Зеленчукские храмы) либо западногруз. (Нузал, Безенги) мастерам XI-XIV вв.